Образовательное пространство
образовательной организации представляет собой внутренне многообразную систему,
элементы которой во взаимодействии обеспечивают достижение главной цели –
развитие личности ребенка.
Создавая определенные условия
предметно-пространственной, социокультурной, интеллектуальной среды, окружающей
ребенка, можно управлять развитием его личности. Образовательная среда
выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни
образовательного учреждения, определяемая конкретными задачами, которые
образовательная организация ставит и решает в своей деятельности. Она
проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи выполняются;
содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном,
интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь.
Можно выделить несколько
компонентов открытой развивающей среды, а именно: информационно-содержательный,
предметно-пространственный, социальный.
Важность информационно-содержательного компонента переоценить невозможно,
поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы "чему учить и
воспитывать" и "как учить и воспитывать".
Данный компонент представлен прежде
всего содержанием образовательного процесса, представленного в образовательных
программах (урочных и внеурочных), учебного обеспечения: учебников,
дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов и т.п.
Среди компонентов
образовательной среды выделяют и пространственно-предметный.
Значимость его в том, что в образовательной
деятельности важно не только то, кто кого чему учит
и воспитывает, но и где учат и воспитывают.
Пространственно-предметный компонент
образовательной среды представляет собой "систему материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и
физического развития".
Основными элементами
предметно-пространственной образовательной среды является архитектурно-эстетическая
организация пространства, функциональное оформление учебных помещений и других образовательных
зон, средства обучения и воспитания детей.
Одно и главных требований к
предметно-пространственной среде – её
развивающий характер.
Предметно-пространственная
среда образовательной организации должна через свое содержание и свойства создавать
условия для духовно-нравственного и интеллектуального развития и реализации активности
каждого ребенка. Развивающий потенциал
предметно-пространственной среды образовательной организации заключается прежде
всего в возможности для обучающегося "вычерпывать"
из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной
деятельности, давая тем самым определенное направление собственной поисково-исследовательской
активности.
Наиболее значимыми принципами организации
развивающей предметно-пространственной среды являются принципы безопасности,
доступности, гибкого зонирования; стабильности-динамичности;
эстетичности.
Безопасность
образовательной среды как принцип ее организации достигается соблюдением
требований санитарно-эпидемиологических правил к организации санитарно-бытовых
условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, исправностью и сохранностью используемых в
образовательной деятельности материалов и оборудования.
Критерием информационной безопасности
среды должно стать информационная
безопасность обучающегося, которая в соответствии с российским
законодательством понимается как состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому,
духовному и нравственному развитию (ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").