Открытая образовательная среда школы

Образовательное пространство образовательной организации представляет собой внутренне многообразную систему, элементы которой во взаимодействии обеспечивают достижение главной цели – развитие личности ребенка.

Создавая определенные условия предметно-пространственной, социокультурной, интеллектуальной среды, окружающей ребенка, можно управлять развитием его личности. Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяемая конкретными задачами, которые образовательная организация ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи выполняются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь.

Можно выделить несколько компонентов открытой развивающей среды, а именно: информационно-содержательный, предметно-пространственный, социальный.

Важность информационно-содержательного компонента переоценить невозможно, поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы "чему учить и воспитывать" и "как учить и воспитывать".

Данный компонент представлен прежде всего содержанием образовательного процесса, представленного в образовательных программах (урочных и внеурочных), учебного обеспечения: учебников, дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов и т.п.

Среди компонентов образовательной среды выделяют и пространственно-предметный. Значимость его в том, что в образовательной деятельности важно не только то, кто кого чему учит и воспитывает, но и где учат и воспитывают.

Пространственно-предметный компонент образовательной среды представляет собой "систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития".

Основными элементами предметно-пространственной образовательной среды является архитектурно-эстетическая организация пространства, функциональное оформление учебных помещений и других образовательных зон, средства обучения и воспитания детей.

         Одно и главных требований к предметно-пространственной среде – её развивающий характер.

Предметно-пространственная среда образовательной организации должна через свое содержание и свойства создавать условия для духовно-нравственного и интеллектуального развития и реализации активности каждого ребенка. Развивающий потенциал предметно-пространственной среды образовательной организации заключается прежде всего в возможности для обучающегося "вычерпывать" из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности, давая тем самым определенное направление собственной поисково-исследовательской активности.

Наиболее значимыми принципами организации развивающей предметно-пространственной среды являются принципы безопасности, доступности, гибкого зонирования; стабильности-динамичности; эстетичности.

Безопасность образовательной среды как принцип ее организации достигается соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил к организации санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, исправностью и сохранностью используемых в образовательной деятельности материалов и оборудования.

Критерием информационной безопасности среды должно стать информационная безопасность обучающегося, которая в соответствии с российским законодательством понимается как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.